Александр антиохийский на меандре

Смотрите также: Удивительные факты о христианской Сирии Много лет назад Антиохия, величайший город христианского Востока, была стерта с лица земли. Именно здесь последователи Христа впервые стали называть себя "христианами". Впоследствии Антиохия стала важнейшим центром христианской культуры. Здесь родились апостол Лука, святой Иоанн Златоуст и великомученица Варвара. Сейчас на месте разрушенной Антиохии стоит небольшой турецкий город Антакья.

Однако до сих пор пять христианских патриархов носят титул "патриарх Антиохии" - настолько весомым был авторитет этого города. Великолепные мозаики Равенны, которые сегодня собирают туристов и искусствоведов со всего мира, меркнут по сравнению с тем великолепием и изысканностью, с которыми были расписаны храмы Антиохии, о чем свидетельствуют многие древние летописцы.

Я историк, который много лет занимается историей христианской Сирии, многие знают меня как лектора или автора публикаций, статей, самая большая монография, которая была посвящена Антиохийской церкви, изданная на русском языке, "Римляне и франки в Антиохии, Сирии и Киликии в 11-13 веках".

А сегодня мы поговорим с вами о христианской Сирии. Сегодняшняя тема - "Христианская Сирия, что было забыто, потеряно и разрушено". Здесь важно помнить, что сейчас мы являемся свидетелями, казалось бы, беспрецедентного в новейшей истории преследования христиан на Ближнем Востоке. Но любой историк, занимающийся Ближним Востоком, знает, что сейчас мы теряем десятки памятников, а самое страшное - десятки живых христианских общин, которые бегут из Ирака, из некоторых районов Сирии. Но, зная историю Ближнего Востока, вы понимаете, что эти гонения отнюдь не являются беспрецедентными.

Недавно мы вспоминали геноцид армян и асуров? Мы будем говорить о христианской Сирии, которая уже была в значительной степени стерта с лица земли, о стране, регионе, где большая часть населения была христианской, а после гонений мы потеряли целые города, монастырские центры, бесчисленные памятники, и христиане были сведены к зачастую молчаливому меньшинству.

Действительно, молчаливое, потому что после гонений и кампаний завоевания и разорения, начатых мамлюкскими султанами Египта, пришедшими к власти в середине XIII века, многие христиане на Востоке буквально впали в состояние анабиоза. Возьмем, к примеру, коптов, христиан Египта. Там процветала культура, были созданы великолепные памятники, монастыри строились, перестраивались, расписывались.

Помните: под исламским правлением. Здесь важно понять, что нельзя приравнивать репрессии мамлюков к гонениям мусульман, потому что мамлюки, фанатичные воины-рабовладельцы, действительно не щадили никого и ничего. Но это ни в коем случае не отражает всего комплекса христианско-мусульманских отношений на Ближнем Востоке, не отражает отношения Праведного Халифата к христианам, не отражает значительного периода процветания христианских общин под властью мусульман.

Так что здесь важно помнить: мы говорим о гонениях, но, несмотря на то, что эти люди, совершавшие гонения, считали себя ревностными и чистыми мусульманами, мы не можем обвинять здесь конкретно религию.

Мы не можем обвинять религию.

Мы не можем обвинять всех последователей этой религии, точно так же, как все христиане или все католики не несут ответственности за преступления или опустошения крестоносцев. Так же как православные не несут ответственности за чудовищно жестокие походы византийского императора Никифора Фоки, или императора Юстиниана, или святого Андрея Боголюбского. Это тоже важно помнить. К сожалению, никакая вера, как показывает история, не спасает людей, далеко не всегда удерживая их от совершения чудовищных поступков.

Что страшного, когда мы теряем памятники? Не только разрушаются памятники, но и стирается память о них. И особенно больно, когда христиане, особенно христиане Востока, которые, казалось бы, вопреки всему, на протяжении стольких поколений воспитывали себя в духе обращения к истории, обращения к своему прошлому, обращения к своей идентичности - даже они совершенно часто забывают о тех стертых храмах, которые когда-то составляли сердце их Церкви.

Когда они забывают.

Когда они забывают о величайших людях, которыми их поместная Церковь, их епархия, их община должны гордиться. И в этом отношении христианский Восток, христианская Сирия, православная Сирия - это выпотрошенное пространство. Выпотрошенное потому, что зачастую сами православные сирийцы и ливанцы, совершающие подвиг истинной веры, сохраняют совершенно удивительное по своей живости, по своему опыту состояние Православной Церкви, к которому только сейчас могут стремиться другие Поместные Церкви, глядя на это возрождение, это мученичество, эти миссии, эту открытость; это сочетание Предания с большой буквы и этого человеческого отношения.

Будет ровно год с тех пор, как войска мамлюкского султана Бейбарса стерли с лица земли одну из великих жемчужин Востока, величайший город христианского Востока - Антиохию. Город со всеми его храмами, святынями, населением был разграблен, методично разрушены, сожжены, разгромлены все храмы. Осталась только часть городских укреплений. Все дворцы, все дома были разрушены, и Антиохия превратилась в город-призрак. Сейчас на этом месте находится турецкий город Антакья, который вписывается в потрясающий пейзаж.

Высоко над городом возвышаются две горы, горы Сильп и Стаурин, которые срослись, как сиамские близнецы. Высота горы Сильп составляет чуть менее одного метра. На этой горе возвышались крепостные стены, возведенные императором Юстинианом. На вершине находился великолепный замок Цитадели Антиохии.

В самом городе находились великолепные церкви - собор Святого Петра, потрясающая двухэтажная соборная церковь Антиохии. Павла, монастырь Святого Георгия, идеально круглая церковь Пресвятой Девы Марии, которая считалась одной из самых красивых церквей, когда-либо возведенных Юстинианом Великим. Дворцы, привезенные Юстинианом в город, позднеантичные статуи. Кроме того, здесь находился планетарий. В Антиохийском дворце, поскольку Антиохия в этот период была центром Антиохийского княжества, был планетарий с куполом, в котором находились модели небесных светил, которые вращались.

Был ли купол расписным или мозаичным, не совсем ясно, он был великолепно украшен звездами, звездным небом и знаками зодиака. Все это было частью комплекса из нескольких зданий, где собирались философы, где были библиотеки. Все это называлось Домом мудрости. Все это было снесено, все разрушено. Как скажет французский историк Клод Кан, после разрушения Антиохия превратилась в маленькую деревушку, где путешественник тщетно будет искать следы прошлого, следы былого величия. Несмотря на это, пять епископов пяти христианских церквей до сих пор носят титул "Патриарх Антиохии и всего Востока".

С девятнадцатого века туда вернулись маленькие, крошечные, микроскопические христианские общины: есть православная община, кстати, в основном турецкоязычная, с православной церковью, которую там поставили, есть католическая община, но их крайне мало.

Но пять патриархов носят титул "Патриархи Антиохии". Это православный патриарх всего Востока, который находится в Дамаске с года, греко-католический патриарх Антиохии и всего Востока, сирийский сиро-яковитский патриарх, маронитский патриарх и сиро-католический патриарх.

Пять различных Церквей Востока до сих пор связывают себя с этим разрушенным городом, с памятью о нем. Не думаю, что нужно напоминать нашей аудитории, что именно в этом городе, если мы откроем Деяния апостолов, мы вспомним, что родилось само имя христиан. Именно в Антиохии ученики впервые были названы христианами. Можно богословски спорить о том, были ли апостолы первыми епископами или они поставили во главе первых епископов, но в любом случае во главе общины стоял апостол Петр.

В городе Антиохия

В городе, в соборе, была кафедра святого Петра до того, как она была разрушена. То есть дощечка, остаток позднеантичного кресла, табурет, вокруг которого был создан, украшенный пальмой и серебром, инкрустированным перламутром, трон, на который восходили православные, критские и сиро-якобинские патриархи. Цепи, не цепи, не наручники святого Петра и клетка, в которой, по преданию, он содержался, потому что сами цепи были перевезены в Константинополь и в Рим соответственно.

В городе Риме хранились цепи святого Петра.

Это родной город евангелиста Луки. Это родной город Иоанна Златоуста. Это город, где великий Игнатий Антиохийский и многие другие стали епископами. Антиохия была важнейшим центром христианства в Сирии, как в самой Антиохии, так и на прилегающих территориях. Если бы мы с вами оказались в Антиохии двенадцатого века, то увидели бы вдоль центральной улицы с колоннадой великолепный, как я уже сказал, двухъярусный собор Святого Петра.

В нижнем ярусе это была еще раннехристианская церковь, а на ней был возведен великолепный, уже конца X века, украшенный мозаиками храм, где хранились главные святыни и находились гробницы православных, а позже латинских патриархов и антиохийских князей. <Если бы мы были там через год, мы бы все еще видели порфировый саркофаг на хорах у алтаря, где покоится плоть Фридриха Барбароссы. Великолепное убранство описано в этом храме.

Если бы мы были в этом храме и в этом городе в воскресенье, мы бы застали еженедельную процессию, когда люди шли от собора Святого Петра в верхнюю часть города на север, где находилась идеально круглая, я уже упоминал об этом, круглая церковь Пресвятой Девы Марии, или Юстинианова церковь Пресвятой Девы Марии, прекрасно украшенная мозаиками VI века.

В настоящее время мир не знает, что такое церковь.

Сейчас весь мир едет в Равенну, в базилику Сан-Витале, чтобы увидеть шедевр эпохи Юстиниана, мозаики эпохи Юстиниана Великого. Прокопий Кесарийский, византийский автор, который описывает все постройки Юстиниана, не уделяет много времени базилике Сан-Витале, как и другие ранневизантийские авторы, но они постоянно пишут о круглой церкви Юстиниана Пресвятой Девы Марии и много пишут о ней как об одном из самых прекрасных творений Юстиниана.

Она была настолько красива и настолько почитаема, что ее не разрушали вплоть до разрушения города. Даже когда турки-сельджуки захватили город и разорили другие храмы, они не тронули эту икону. В храме хранилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. К северным стенам, где они упирались в далекую гору Епифания, примыкал монастырь Святого Павла. Там, где при крестоносцах обосновались бенедиктинские монахи, они собрали самую великолепную, одну из лучших библиотек на Востоке, а сохранившиеся печати аббатов, одного из аббатов, XIII века, позволяют судить, что здесь, скорее всего, располагался ранний кафоликон, соборный храм.

Плеяда церквей. Церковь святой Варвары-мученицы, тоже византийская, высоко почитаемая всеми сирийскими христианами, православными и якобитами, которые обязательно совершали ежегодную процессию, где впереди ехали мальчики на дромадерах, на верблюдах - знатные сирийские юноши, мальчики и дети.

Помним ли мы это, помним ли мы эти памятники, даже когда вспоминаем святую Варвару, когда ежегодно отмечаем ее память? Но мало самой Антиохии с ее церквями - мы не перечислили их все, к сожалению, у нас нет на это времени.

У нас нет на это времени.

Вокруг Антиохии было столько монастырей, что Святая Гора Афон кажется провинциально просто маленьким полуостровом, очень таким однородным. Потому что вокруг Сирии, вокруг Антиохии, в плодородной долине Дафни, и в сторону Средиземного моря, город в 17 км от моря, на Божественной горе, как ее называли, а к северу от города, где проходит горная цепь, горы Аманос, отделяющие Северную Сирию от Киликии, и Черная гора, как ее называли раньше. Там располагались десятки монастырей всех видов.

Во-первых, если брать православные церкви Антиохийской церкви, то в православных монастырях в этот период восходили те, кого мы будем называть и кто сам со временем будет называть себя греками, ромейские грекоязычные византийские монахи, Мелькиты - арабоязычные православные, православные арамеи-сирийцы, которые служат на классическом сирийском языке, не на арабском, не на греческом, а на классическом сирийском, халкидонские армяне, то есть армяне, принадлежавшие к Византийской церкви, и большое количество грузин.

Антиохия была центром перевода греческих, византийских и античных текстов на грузинский язык. Там трудились такие великие святые грузинской церкви, как святой Ефрем Мцирский, который был настоятелем монастыря в долине Дафни Кастанского монастыря близ Антиохии, величайший святой начала двенадцатого века. Там долгое время находился Арсений из Икалто и многие другие выдающиеся личности. И, конечно, что интересно, там были не просто отдельные монастыри, куда возносились все эти общины, где у армян был свой монастырь, у грузин свой монастырь, это мелькитский арабоязычный, византийский, скорее греческий.

Нет, там были монастыри.

Нет, были монастыри, где все они жили вместе. Конечно, самым большим монастырем из всего этого северного сирийского региона была лавра святого Симеона Дивногорца. Здесь, как ни странно, у многих людей возникает когнитивный диссонанс и путаница, потому что в Сирии было два великих монастыря, связанных с Симеоном Столпником. Во-первых, вообще было три Симеона Столпника, два из них имеют особое значение. Один жил в пятом веке, другой - в шестом. Симеон Старший, первый Столпник, вознесся на северо-восток от Антиохии, немного северо-западнее Алеппо.

На месте его подвижничества была возведена грандиозная, огромная базилика, созданная из четырех базилик, соединенных крестообразно, собора и монастыря Калаат Самаан вокруг него. Она более или менее сохранилась в руинированном виде, но не настолько сильно разрушена. Итак, это монастырь Святого Симеона Калаат Самаан.

Навигация

thoughts on “Александр антиохийский на меандре ”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *