Хор Валаамского монастыря слушать онлайн

Хор Валаамского монастыря. Здравствуйте: С вами духовный психолог Елена Фатеева. Но священнослужители призывают своих чад быть очень осторожными в его использовании. При каких условиях мирянам можно использовать Иисусову молитву? Протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного собрания аскетической литературы "Молитва Иисусова.

Опыт двух тысячелетий. Необыкновенная сила Традиция обращения в молитве к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу начинается с евангельских времен, когда люди, встретив Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Апостолы, ближайшие ученики Христа, видели и знали действенность такого обращения.

Но первые христиане стали призывать имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не ослабевала. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой молитвой, обрела форму знакомых слов позднее, когда особо ревностные аскеты стали удаляться от мира в пустыню. Призывание имени Божьего стало для них живой потребностью.

Опыт этих древних отцов записан в книгах Добротолюбия. Существуют разные мнения о том, кто и как может практиковать молитву "Отче наш". Некоторые святые верили, что она обладает необыкновенной силой преображать человеческий разум и исцелять душу. Конечно, при условии, что человек относится к ней мудро и ответственно.

Они советовали использовать эту молитву не только отшельникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже тем, кто только начинает свою духовную жизнь. Считалось, что если эту молитву, относящуюся к покаянному роду, творить с сердечным вниманием и постоянно, то она принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей, не очень высоких в духовной жизни.

Также считалось, что эти молитвы относятся к тому же роду.

Другие отцы, напротив, считали, что не всем эта молитва может быть полезна. Особенно если человек возьмет ее на вооружение и будет использовать постоянно. Ведь как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и искренняя и постоянная практика сердечной молитвы требует все большей и большей самоотдачи, все новых и новых шагов, посвящения себя молитвенному деланию, впоследствии названному мысленным актом молитвы.

И человек должен быть особенно подготовлен к этому: он должен поститься, воздерживаться от внешних отвлекающих факторов и строго соблюдать заповеди Христа.

Без такого основания молитва может быть духовно вредной. Из Добротолюбия мы знаем, что одной из высших ступеней умственной молитвы является созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царства Божия. Душа настолько возвышается и очищается от страстей, что, таинственно соединяясь с Христом через молитву, становится способной видеть Его. Но эта работа слишком высока для нас.

Мы можем узнать об этих состояниях только из книг. Близкие нам люди говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может претендовать на такие ступени мысленной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди, особенно неофиты, горячо берутся призывать имя Господа в молитве "Отче наш", их могут подстерегать всевозможные опасности, которые они не будут готовы принять.

Святой Григорий Палама говорит: в мире столько человеческих душ, сколько уровней и форм молитвы. Каждый приносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. И опыт у всех разный. У одного молитвенный дух от детства, от природы, от благодати Божией - он может молиться сразу. Другому предстоит пройти долгий жизненный путь, и только на середине этого пути он поймет, что ему нужно молиться.

И он начнет с трудом делать маленькие шаги, изучать основы. Молитва - это пища. Если человек жив, ему нужна пища. В конце концов, мы не питаемся один раз в день. Так и в духовном плане - душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность пить живую воду, а не формальная сторона, не привычка, не ритуал. Живая вода - это Слово Божье. Когда есть эта жажда, тогда начинается правильная структура молитвы. Сам Бог строит ее.

Поскольку сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу "Авва Отче" мы не можем, по словам апостола Павла, без Святого Духа. У людей, любящих молитву, меняется даже внешность, будь то мирянин или монашествующий.

Конечно, внешность - не очень убедительный фактор, но, как правило, глядя на человека, можно определить, молитвенный ли он человек. Молитва - это путь, который ведет человека к Богу. И если человек остановится на полпути, он может потерять то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. <Душа становится разумной, отворачивается от грубых страстей, становится проницательной и укрепляется в вере. Святой Дух действует как в молитве, так и в Писании.

Душа становится разумной, проницательной и укрепляется в вере. <Человек начинает различать удивительную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает человеческое сердце как сосуд, который затем вмещает все дары благодати Святого Духа. Без молитвы этого достичь невозможно. Добрый плод молитвы - это примирение сердца, когда сердце становится чистым.

И с чистым сердцем человек увидит Бога. Человек начинает видеть в себе работу страстей и работу Божьей благодати, начинает различать, что приходит к нему от падших духов. Тогда, если человек действительно трудится не напрасно, он начинает видеть суть вещей. Если христианин идет по пути молитвы с усердием и смирением, он принесет духовный плод. Но делать это нужно по силам, понемногу и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и поздние Оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.

Не надо стремиться сразу достичь каких-то состояний - просветления души, ума. Молитва должна совершаться в простоте сердца. За время моего пастырского служения уже было несколько случаев, когда по совету молодого священника люди начинали непрестанно молиться и в результате достигали состояния крайнего расстройства, душевного расстройства, от которого сами уже не могли оправиться. Были даже случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством только потому, что рьяно взялись за эту умную работу, к которой они не были готовы.

Сначала нужно получить опыт молитвы вообще, и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражание святым в молитвенной практике будет для нас губительным. Еще в четвертом веке святой Иоанн Климак предупреждал, что нам нужно читать и назидаться высоким духом святых, но подражать им в молитве - верх безрассудства.

Потому что это должно быть не личное желание, а побуждение Духа Божьего. Поэтому я всегда предупреждаю: если есть желание и рвение, нужно сначала научиться тому, чего требует молитва - вниманию, концентрации, самоограничению и благоразумию.

Мы недостойны тех слов, которые читаем в молитве. Я недостоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу стоять перед Тобой? И это стояние - молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душу мою Господь. Место "Его владычества" - это место, где я молюсь. Сначала нужно научиться молиться искренне, просто, чисто. Потому что многие люди, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от этого. Они говорят, что им становится скучно, что они ничего не чувствуют.

Они просят разрешения молиться своими словами. Что ж, молитесь своими словами. Но слово молитвы должно быть истинным, оно должно прославлять. Кто-то из святых сказал, что в молитве нужно соединиться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам надоедает. Она кажется формальной, холодной, а слова не доходят до души.

Это происходит только потому, что человек не выработал правильного подхода к молитве. Он не пережил, не прочувствовал молитву в себе. Даже если вы однажды пережили молитвенный образ, он забывается.

И очень легко попасть в механизм, делать одну ритуальную сторону - говорить, говорить, читать, но не молиться. Молитва требует интереса, внимания, жажды молитвы и правдивости. Молитва - это живая потребность. Мне нужно в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, предстать перед Богом и сказать: "Господи, вот я стою перед тобой, мой день прошел в суматохе, я где-то потерял внутреннюю свободу, где-то отдался ненужным мыслям, заботам, у меня были неприятности и так далее".

Какими мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу. Сама жизнь учит нас молитве, Бог учит нас, Церковь учит нас. Эти уроки не должны проходить мимо нас. Только тогда мы действительно начнем понимать, что такое Иисусова молитва. На самом деле это вся моя природа, сосредоточенная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий, вырывающийся наружу.

Навигация

thoughts on “Хор Валаамского монастыря слушать онлайн ”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *