Игра как средство развития личности

Приложение 2 Введение Мы считаем, что можем с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется социальная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества.

В игре

В игре как ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта, осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления, а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего обычного повседневного поведения; в игре он как бы на голову и плечи выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития. Цель исследования: рассмотреть игру как средство нравственного формирования личности дошкольника.

Задачи исследования: раскрыть понятие "игра" и "нравственность"; провести теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности; практическим путем обосновать целесообразность использования игровых приемов для формирования представлений о нравственном поведении у дошкольников. Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а следовательно, наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит сформировать представления о нравственном поведении у дошкольников.

Объект исследования: личность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование нравственных качеств в процессе игровой деятельности.

При написании данной работы мы использовали следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение в процессе реализации игровой методики. Первый из них носит теоретический, а второй - практический характер. В теоретической главе мы рассмотрели понятие "игра", "нравственность" и формирование нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности. В практической главе мы предлагаем вашему вниманию игровую методику "Чудо-дерево", направленную на формирование нравственных понятий у дошкольника.

Мы считаем, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктует логику развития личности дошкольника. Именно благодаря активному использованию игровых приемов в педагогическом процессе достигается со-отношение интересов, то есть интересы ребенка подкрепляются игровой ситуацией, а интересы педагога совпадают с его педагогической позицией.

Глава 1. Теоретические аспекты понятий "игра" и "нравственность". Игры, актуальные для развития личности дошкольника. Элементы ролевой игры начинают развиваться в раннем детстве.

В дошкольном возрасте игра перерастает в специфическую деятельность, имеющую сложную структуру. Для дошкольника игра является ведущим видом деятельности, вызывающим качественные изменения в его психике, о которых говорилось выше. Игра также важна для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря уже о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых. Таким образом, человеческая игра - это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности.

Наиболее актуальными для детей дошкольного возраста являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Начнем наш обзор с сюжетно-ролевых игр. Действенно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты: Сюжет - то есть реальность, которую дети отражают в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейной жизни и трудовой деятельности. При этом каждый дошкольный возраст склонен воспроизводить различные стороны действительности в рамках одного сюжета от сосредоточения внимания на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений.

Содержание - это момент, который выделяется ребенком как основной в деятельности взрослых. В дошкольном детстве происходит усложнение как сюжета, так и содержания игры. Во время ролевых игр дошкольник принимает на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя от других детей их выполнения. Учитывая эту особенность ролевых игр, важно, чтобы взрослые грамотно направляли игру детей, доносили до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры - это конкретная и осмысленная деятельность детей. Этот вид игры имеет готовый игровой материал, идею и правила, т.е. Дидактические игры имеют цель, т.е. Цель имеет два аспекта: познавательный, т.е. Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования целью является развитие сочувствия, вежливости, чуткости. Игровой замысел - это игровая ситуация, в которую вводится ребенок, которую он воспринимает как свою собственную.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку для того, чтобы игра состоялась. Важной особенностью игры являются правила игры, которые доносят до детей замысел игры, игровые действия и цель обучения.

Взрослый организует и направляет игру - помогает преодолевать трудности, оценивает действия ребенка. Дидактические игры - это значимая для ребенка деятельность, в которой он охотно участвует.

Приобретенный социальный опыт становится его личным достоянием, так как может быть применен в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность практиковать то, что ему знакомо, и поощрять его к изучению нового.

Среди дидактических игр можно выделить: "3" игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в делах и поступках. Глава 2 игры, способствующие сенсорному развитию слухового восприятия, восприятия цвета, формы, качеств, величины. Они актуальны для детей младшего дошкольного возраста, когда ребенок еще не различает и не осознает отличительные качества окружающих предметов.

В процессе игры ребенок овладевает приемами зрительного, слухового, тактильного обследования, которые помогают различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом, т.е. в каждой дидактической игре есть два начала: одно - занимательное, другое - серьезное. Соотношение этих двух начал определяет тип игры. Отличительная особенность подвижных игр - их эмоциональность, нельзя допускать однообразия.

Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации, быстроты и т.д. Вот еще один вид игр, который представляет интерес для дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми в силу того, что требует специального вмешательства взрослого, но их педагогическая ценность неоспорима.

Театрализованные игры позволяют дошкольникам знакомиться с окружающим миром через образы, краски и звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочные образы усиливают привлекательность игры. Театрализованные игры делятся на режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся настольный театр, театр теней. Здесь ребенок или взрослый не является актером, а создает сцену, исполняя роль игрушечного персонажа - трехмерного или плоского.

Он действует за него, изображает его интонацию и мимику. Участвуя в играх, драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Чувства и этические представления дошкольника. Чувство - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Чувство как эмоциональное отношение человека к разнообразным явлениям и сторонам действительности, раскрывает в характере этого отношения особенности данного человека, его нравственные убеждения, его внутренний мир.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Они возникают и развиваются в детстве под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Не трудно передать ребенку ценности этических норм, потребовать контроля за соблюдением ребенком моральных правил. Гораздо сложнее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знания этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок по собственной воле поступал нравственно.

Таким образом, характеристика моральной регуляции поведения включает в себя требования к человеку самостоятельно оценивать свои поступки и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности. Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться по отношению к ребенку чувством собственного достоинства или, наоборот, чувством неполноценности, уверенности или отчаяния, а по отношению к другим людям симпатией или антипатией, состраданием, гневом, равнодушием, чувствами дружбы, любви.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития очень важно воспитать у него эмоционально положительное отношение к окружающему миру. Нравственные чувства формируются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения и простейшие правила общения с окружающими. В возрасте двух-трех лет ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности и уважения.

Если ребенка правильно воспитывать, он будет стараться вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких ему людей. В возрасте трех-четырех лет ребенку доступны простые формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно сформировать у них чувствительность к положительным примерам и негативное отношение к плохим.

У них формируются ценностные суждения о собственном поведении: "Я вел себя хорошо" и "Своим поведением я огорчил маму". Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего моральной норме, является конфликт между восприятием ребенком себя как хорошего и квалификацией своих действий как плохих.

В конце дошкольного возраста происходит еще большее осознание поступков. В этот период важно развивать у дошкольника критическое отношение к тому, что нельзя.

Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может оценить свои собственные действия. Взрослые побуждают ребенка оценить поступок: "Кому ты сегодня помог? Глава 2 Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, насколько разнообразны чувства детей и насколько насыщена их жизнь.

Но детские чувства необходимо воспитывать, иначе ребенок вырастет дрянной личностью. Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение моральных установок т. Усвоенные внешние формы поведения, хотя еще не осмысленные дошкольником глубоко, дисциплинируют его. Глава 2 Чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать для ребенка оптимальные условия для осуществления нравственного поведения.

Тогда нравственные поступки, повторяемые ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно станут привычными, вытекающими из внутренней необходимости действовать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в следовании правилам как в естественных, так и в специально созданных ситуациях, например, в игре.

Моделируя человеческое взаимодействие в игровой форме, создается потребность в контактах со сверстниками, в результате чего возникает "Детское общество".

Навигация

thoughts on “Игра как средство развития личности ”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *